Новости

« Назад

Дезидерата Серебряного века. «Эфемерный, призрачный» журнал. Остров. № 2. Ежемесячный журнал стихов / редактор-издатель А. Котылев. [СПб.], 1909. 26.03.2019 14:00

[Дезидерата Серебряного века. «Эфемерный, призрачный»  журнал] Остров.  № 2.  Ежемесячный журнал стихов / редактор-издатель А. Котылев. [СПб.], 1909. 24, [11] с. 20 х 12,5 см. В издательской иллюстрированной обложке работы Л. Бакста. В хорошей сохранности.
Огромная библиофильская редкость! Во всех источниках указано, что второй номер не существует: «эфемерный, призрачный», не был выкуплен из типографии.
Журнал «Остров» был для 23-летнего Гумилёва уже не первым опытом издательской деятельности. Внутренняя потребность «печататься» (жажда самовыражения), неуверенность в выборе литературной ориентации, сознательное ученичество, постепенно переходящее в нарастающее стремление к учительству, наконец, огромный потенциал организатора и вдохновителя – все это заставляло Гумилёва искать если не единомышленников, то соратников в организации независимого журнала для «литургического» (по слову первого эпиграфа) взаимообогащения всех участников. Сказалось здесь и отмечавшееся уже влияние идей И. Ф. Анненского («коллективное мыслестрадание»), Вяч. И. Иванова (мистическая «соборность» искусства), А. Н. Бенуа («братство служителей муз») и т. п. В 1909 г., уже находившийся под воздействием поэтики «вещного» мира, но еще окончательно не «преодолевший» постромантического символизма, Гумилев стал инициатором первой в истории русской журналистики «посвященного исключительно стихам современных поэтов» издания, лишенного какой-либо «идеологической» окраски. Лишь два номера этого журнала увидели свет, тем не менее, недолговечный и нежизнеспособный «Остров», блеснув, остался в культурной памяти ярким эпизодом литературной жизни начала века. И остался благодаря  далеко не «внешним» особенностям и фактам, как реклама или тираж, например. «Первый номер „Острова“, разошелся в количестве 30 экземпляров, второй же и вовсе приобрел репутацию „эфемерного“, „призрачного“ издания, „легенды“, хотя и сохранилось несколько экземпляров в частных собраниях, например под № 7655 в библиотеке И.Н. Рязанова с 1965 г., хранящийся в  „Музее А.С. Пушкина“ на Кропоткинской улице в Москве».
Предыстория возникновения "Острова" – знакомство Гумилёва и Толстого – известна не столько из вышеназванного рассказа, сколько из писем последних. О знакомстве с Толстым Гумилёв сообщает 7 марта 1908 г. В. Я. Брюсову (в неоднократно опубликованном письме): «Не так давно я познакомился с новым поэтом, мистиком и народником Алексеем Н. Толстым <...> Кажется, это типичный "петербургский" поэт из тех, которыми столько занимается Андрей Белый <...> Из трех наших встреч я вынес только чувство стыда перед Андреем Белым, которого я иногда упрекал (мысленно) в несдержанности его критики. Теперь я понял, что нет таких насмешек, которых нельзя было бы применить к рыцарям "Патентованной калоши"».
В апреле 1909 г. Н. Гумилев совместно с А. Н. Толстым основывают журнал «Остров», посвященный исключительно стихам современных поэтов. Первый номер разошелся в количестве 30 экз. Второй номер не смогли выкупить из типографии. Считается, что этот номер в библиотеках не сохранился.  Журнал издавался при участии: Н. Гумилева, М. Кузмина, Потемкина, гр. А. Н. Толстого; и при сотрудничестве: И. Анненского, К. Бальмонта, А. Блока, Н. Бучинского, Тэффи, А. Белого, М. Волошина, В. Иванова, А. Кондратьева, В. Пяста, И. Рукавишникова, С. Соловьева, В. Ходасевича и др.  Бакст Лев Самойлович (настоящая фамилия - Розенберг Лейб-Хаим Израилевич) (1866–1924) – художник и сценограф. Был главным оформителем журнала «Мир искусства», участвовал в оформлении «Ежегодника Императорских театров», журналов «Художественные сокровища России», «Весы», «Золотое руно» и т.д. Оформлял книги для петербургских и московских издательств, поэтические сборники. Графический стиль, разработанный им совместно с А. Н. Бенуа и К. А. Сомовым, два десятилетия господствовал в области оформления книг и журналов.

 

На отечественных аукционах примеров продаж не выявлено.